Что важнее: старые МДС или новые Методические рекомендации по применению ФЕР?
Каждый уважающий себя сметчик при осуществлении своей профессиональной деятельности должен постоянно следить за изменениями правил разработки сметной документации. К таким событиям относятся и принятые Минстроем России в конце прошлого и начале текущего годов новые сметные нормативы.
Если в части новых государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и федеральных единичных расценок (ФЕР) ведомство отсрочило дату начала их применения до 28 апреля, то в отношении введенных в действие на сегодняшний день методик такого не произошло.
Методики-двойники
не являются близнецами
Возникшая сложность применения данных документов заключается в том, что отдельные их положения противоречат друг другу, либо устанавливают различные требования к одним и тем же событиям, или условиям. В то же самое время нет нигде указаний на то, что новые Методические рекомендации должны применяться только к ФЕР, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1039/пр.
В качестве примера возникших сложностей можно привести отличия в применении коэффициентов, учитывающих влияние условий производства работ.
Речь в данном случае идет об учете в сметах работ, выполнение которых в соответствии с ПОС должно осуществляться в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением, на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций, при стесненных условиях для складирования материалов, а также в иных условиях, которые характеризуются специфическими особенностями их выполнения на объекте в целом.
Можно ли использовать старые МДС?
У сметчика при разработке сметной документации, ранее изучившего новые Методические рекомендации, должен обязательно появиться резонный вопрос – можно ли пользоваться старой и «более выгодной» редакцией условий производства работ, или необходимо применять достаточно конкретизированные в рассматриваемом случае положения нового документа?
Данный вопрос для всего сметного сообщества должен был бы растолковать непосредственно Минстрой России, как уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, однако пока соответствующего разъяснения от него нет.
Если выявленные противоречия рассматривать с юридической точки зрения, то на уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий подобного рода обычно руководствуются следующим правилом: если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний.
Кроме приведенного выше правила, юридические коллизии могут быть разрешены не только толкованием, но и принятием нового акта, отменой старого, внесением изменений или уточнений в действующие нормативные акты.
Как мы с Вами видим, у Минстроя России достаточно много инструментов для разрешения сложившейся ситуации, однако на сегодняшний день не использован ни один из них.
Как же поступать специалистам, которые разрабатывают сметную документацию, и в какой-то степени отвечают за достоверность определения сметной стоимости работ?
В данном случае с точки зрения автора, следовало бы, скорее всего, применить описанное выше правило разрешения возникающих юридических коллизий, а именно использовать для разработки новых смет Методические рекомендации, утвержденные приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 81/пр. В пользу принятия такого решения послужил тот факт, что предметом противоречий являются несколько нормативных правовых актов, равных по юридической силе, и при этом утвержденные по сути одним и тем же уполномоченным федеральным органом.
Когда разрешится ситуация с дублированием методических документов в Реестре?
Однако сложившаяся ситуация не может долго продолжаться, и все мы будем надеяться на то, что Минстрой России обратит внимание на этот вопрос, разъяснив в ближайшее время все нюансы использования новых федеральных единичных расценок и методики их применения.
Правовая неопределенность, конечно, может сама разрешиться с введением в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве и размещением в ней сметных цен строительных ресурсов. С указанного момента в соответствии с принятым в середине прошлого года законом, автоматически прекращается возможность использования для определения сметной стоимости работ единичных расценок, а следовательно и методик по их применению, но данное событие можно ожидать по всей вероятности не ранее 15 декабря 2017 года.
До указанного дня достаточно далеко, а сметы надо разрабатывать сейчас, поэтому ждем с нетерпением новых документов Минстроя России.
P. S. Условия производства работ в новых Методических рекомендациях по применению ФЕР и таблицы коэффициентов, как было ранее отражено в данной статье, претерпели серьезные изменения по сравнению со старыми Указаниями (МДС).
Ввиду изобилия появившихся терминов и уточнений, новая редакция методического документа должна стать для специалистов сметного дела предметом детального исследования, в том числе текста каждого пункта таблиц и их смыслового анализа.
Учитывая возникающие сложности в понимании терминов градостроительного законодательства и применения их при изучении указанной темы, попробуем в ближайшее время разобраться с этим вопросом на страницах «Юфрелло».
Юридический адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, помещение 1080, офис 55
Почтовый адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, офис 306-3
ИНН 1657115680
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр образования и консультирования»
Все права защищены. 2014–2024
Учитесь сейчас - платите позже
Выгодные условия кредитования от наших банков-партнеров
авторизуйтесь