Начало применения ресурсного метода определения сметной стоимости строительства и ремонта по новым правилам, установленным на законодательном уровне, все ближе и ближе.
Минстрой России в настоящее время активно проводит работу по обновлению нормативных правовых документов с целью регламентации процесса разработки сметной документации по объектам, финансируемым с привлечением средств бюджетов бюджетной системы, а также иным зданиям и сооружениям государственной (муниципальной) собственности.
Для полноценного применения ресурсного метода необходимо наличие введенной в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее – ФГИС), содержащей обязательные к применению сметные цены строительных ресурсов, в том числе и сметные цены на затраты труда в строительстве.
Реформа ценообразования и оплата труда рабочих
Вопрос определения размера средств на оплату труда рабочих при составлении сметной документации, также как и определение стоимости материальных ресурсов, эксплуатации машин (механизмов), является для ресурсного метода одним из наиболее важных. Необходимо не забывать, что от правильного определения данного показателя зависит верный расчет накладных расходов и сметной прибыли.
В целях установления единого подхода к применению сметных цен строительных ресурсов совсем недавно была принята соответствующая Методика (приказ Минстроя России от 08.02.2016 г. № 77/пр). Срок ввода в действие указанного документа – 31 марта 2017 года.
Согласно ее положениям, общий подход к определению затрат на оплату труда рабочих в сметной документации не изменился. Как и раньше, они должны будут рассчитываться путем умножения установленных стоимостных показателей оплаты труда рабочих для соответствующего среднего разряда работ на нормативную трудоемкость, предусмотренную сметной нормой.
При всем при том, что преемственность сохранилась, изменился подход непосредственно к формированию «сметной цены на затраты труда». Данное понятие появилось в Методике определения сметных цен на затраты труда в строительстве (приказ Минстроя России от 20.12.2016 № 1000/пр) и является сводной агрегированной в территориальном разрезе документированной информацией о стоимости затрат труда, установленной в рублях из расчета на 1 чел.-ч и размещаемой в ФГИС.
Теперь, согласно положениям Градостроительного Кодекса РФ и подзаконных актов, сметная цена на затраты труда будет формироваться только Минстроем России в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации. В ее состав будет входить исчерпывающий перечень затрат, указанный в приложении к Методике (суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам и т.п., выплаты стимулирующего характера, компенсации, доплаты за подвижной, разъездной характер работ и иные).
Что ждет нас в ближайшее время?
Правительство России, постановлением от 23.12.2016 г. № 1452, поручило Министерству по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, впервые разместить в ФГИС сметные цены на затраты труда 15 декабря текущего года, а с 2018 года устанавливать их ежегодно, не позднее 25 марта.
Указанные цены, которые будут действовать до 25 марта 2018 года, должны быть сформированы на основании информации Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации за январь — сентябрь 2017 года. С 25 марта 2018 года и последующие годичные периоды — за полный предшествующий календарный год.
Таким образом предполагается, что сметная цена на затраты труда будет включаться в ФГИС один раз в год (25 марта) и соответствовать среднемесячному уровню предыдущего календарного года без каких-либо индексаций и изменений до даты ее обновления.
Что показал анализ состояния среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в субъектах РФ?
Если произвести аналитический расчет, опираясь на открытые данные Росстата «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации в 2013-2016гг.» (опубликованы на официальном сайте службы), то можно получить интересные результаты.
1. Без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю
2. На основании Указа Президента РФ от 28.07.2016 № 375 внесены изменения в перечень федеральных округов где:
З4 — усредненное значение показателей номинальной начисленной заработной платы работников по федеральному округу за календарный период: декабрь 2015 г. – ноябрь 2016 г. (12 месяцев);
Ц4 — сметная цена на затраты труда рабочего 4-го разряда в федеральном округе Российской Федерации, рассчитанная исходя из годовой нормы рабочего времени в 2017 году равной 1973 часа;
Ц1 — сметная цена на затраты труда рабочего 1-го разряда по федеральному округу Российской Федерации при применении коэффициента перехода от сметной цены на затраты труда рабочего 4-го разряда к сметной цене на затраты труда рабочего 1-го разряда, равного 1,34.
Полученные результаты показывают ориентировочный уровень сметных цен на затраты труда рабочих, которые могли бы быть включены 25 марта 2017 года, если бы принятые правила уже действовали. Однако здесь следует уточнить, что в виду отсутствия опубликованного Росстатом показателя заработной платы за декабрь 2016 года, для расчета принят уровень аналогичного периода предыдущего. Результат произведенного анализа можно представить и в ином разрезе.
При этом минимальное значение в одном из субъектов РФ – 90,04 руб./чел.-ч, максимальное – 383,06 руб./чел.-ч.
Немного о сметной прибыли при новом подходе к определению оплаты труда.
В настоящее время величины накладных расходов и сметной прибыли определяются установленным процентом от вычисленных в сметной документации средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов. Основная доля в структуре накладных расходов связана с оплатой труда и ЕСН, а сметная прибыль предназначается для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.
Принимая во внимание, что строительный бизнес подрядчиков перестал ограничиваться территорией региона регистрации, нормативы скорее всего должны учитывать как необходимые затраты, так и создавать одинаковые условия для развития вне зависимости от места выполнения работ.
Анализ результатов последней таблицы указывает на возможный дисбаланс денежного выражения сметной прибыли, порождаемый признаком территориальной принадлежности объекта (размер сметной прибыли может в разы отличаться при возведении типового объекта в соседних регионах).
Будем надеяться, что Минстрой России при переходе к новым правилам определения размера средств на оплату труда учтет данный момент в методических документах по определению сметной прибыли.
С 15 декабря 2017 года ресурсный метод по новым правилам.
Подводя итог следует еще раз обратить внимание, что с 15 декабря 2017 года разработчикам сметной документации при определении сметной стоимости ресурсным методом необходимо будет принимать для расчета сметные цены затрат труда, опубликованные в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве для каждого субъекта Российской Федерации. Это правило в обязательном порядке будет распространяться на объекты, которые финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы, а также иных зданий и сооружений государственной (муниципальной) собственности.
Юридический адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, помещение 1080, офис 55
Почтовый адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, офис 306-3
ИНН 1657115680
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр образования и консультирования»
Все права защищены. 2014–2024
Учитесь сейчас - платите позже
Выгодные условия кредитования от наших банков-партнеров
авторизуйтесь