Стоит ли воевать? Может лучше молча выполнять свою работу?
Как оставаться спокойным, несмотря ни на что?
Руководитель перекладывает работу на подчиненного, подчиненный сопротивляется, начальник кричит, как поступать сотруднику?
Вопрос саморегуляции и управления стрессом – это вопрос профессиональный. От него зависит наша компетентность, и он же является показателем того, насколько быстро и качественно мы справляемся с поставленными задачами. Если человеку удается обработать большой объем стресса, это обеспечивает стабильность в социальной жизни. Говоря иными словами, если мы не справляемся со стрессом, то мы не растем, не развиваемся, не осваиваем новые области знаний, потому что новые навыки – дополнительная нагрузка и наоборот, мы преодолеваем стрессовый порог, получаем новые навыки и движемся дальше.
Способность справится со стрессом – это функция нашего организма и напрямую зависит от удовлетворения базовых потребностей организма – сна и достаточного потребления жидкости.
Кроме отдыха, сон необходим для переработки информации, которую мы получили в течение дня. Если человека лишают сна, полученная в течение дня информация не обрабатывается, снижается функция контроля, появляется повышенная эмоциональность и даже неадекватность, т.е. мозг перегружен информацией и раздражается при поступлении новой.
Если Вы замечаете, что стали раздражительны и эмоции «бьют через край», замерьте – достаточно ли Вы выпиваете чистой воды за день? (Кофе, сок, чай, суп – не в счет) Спите ли Вы 7-8 часов в день? Высыпаетесь ли?
Теперь перейдем к рассмотрению одного из принципов саморегуляции. Разберем на примере:
В офисе вспыхнул конфликт между начальником и подчиненным, Вы испытываете сильные эмоции.
Услышьте частоту своего дыхания, глубоко вдохните и выдохните, повторите пару раз. Покажите рукой относительно себя уровень чувства, которое Вас охватило (по пояс, с головой, сверх головы). Продолжайте глубоко дышать и стараетесь при помощи глубокого и спокойного дыхания сделать этот уровень меньше (помогайте себе рукой, плавно опуская уровень, соответствующий уровню Ваших эмоциональных переживаний). Чувство может не уйти полностью, оно останется на каком-то уровне, но уже не будет захватывать Вас полностью.
При помощи демонстрации уровня эмоции рукой Вы помогаете себе выйти из ситуации, взглянуть на конфликт под другим углом. Вы в состоянии более адекватно оценить важность конфликта, стоит ли тратить столько сил и стоит ли из-за усложнять отношения?
Неловко махать руками «на людях», отмеряя уровень эмоции? Посмотрите на ближайший объект (стена, дом, чашка), оцените взглядом уровень эмоции в отношении выбранного объекта – утонул ли объект, погряз ли по середину. Возьмите ручку – накройте пальцем – это максимальный уровень Ваших эмоций. И медленно опускайтесь пальцем вниз по ручке – здесь важно физическое действие, не виртуальное.
Еще один из самых эффективных инструментов – уметь заботится о себе.
Определите и запишите примерно 10 действий, которые точно поднимут Ваше настроение и то, что можно сделать непосредственно на месте.
Теперь у Вас под рукой всегда будет минимальный арсенал действий, направленный на подавление излишних эмоций, нужно только начать делать что-то из этого списка. Список можно всегда расширить.
Если эмоции зашкаливают, сложно вырваться и посмотреть на ситуацию со стороны, ведь Вы целиком в чувстве. Совет прост – найдите эффективное действие, направленное на подавление стресса и делайте его.
Говоря о конфликте, прежде всего необходимо определиться с тем, что же он (конфликт) из себя представляет.
Существует факт и существует интерпретация факта. Большинство конфликтов случаются не из-за того, что мы не согласны с фактом, а потому что мы не согласны с интерпретацией факта.
Что подливает масло в огонь конфликта? Чувство.
Для разрешения конфликта можно применить технику ненасильственного общения. Суть техники заключается в осознании конфликта.
Первоначально необходимо признать факт – мы конфликтуем (спорим, ругаемся, кричим).
Обозначить интерпретации факта (я интерпретирую так, мой оппонент – иначе). (например, подрядчик интерпретирует стоимость работ в большую сторону, заказчик – в меньшую).
Признать наличие эмоций. Если мы принимаем интерпретацию оппонента, то для нас такое принятие будет иметь негативные последствия и именно то, что будет в дальнейшем вызывает в нас эмоцию (например, обиду).
Что происходит, если Вы применяете эту технику? Отслеживая эти шаги Вы не позволяете эмоциям захлестнуть себя, ведь зачастую при попытке доказать свою правоту мы можем потратить колоссальное количество энергии, но все же не от количества затраченной энергии признается правота аргумента (выигрывает в споре не тот, кто кричит громче).
Для погашения конфликта можно сказать оппоненту «давайте порассуждаем», что является приглашением перейти от уровня эмоций на уровень логики. Другие волшебные фразы – «я прошу перенести встречу», «я прошу обсудить это завтра», Вы и сами можете продолжить этот список фраз.
Не идите на поводу у сильных эмоций, учитесь мирно разрешать конфликты и у Вас появится и энергия и время, которую Вы направите в нужное русло.
Юридический адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, помещение 1080, офис 55
Почтовый адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, офис 306-3
ИНН 1657115680
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр образования и консультирования»
Все права защищены. 2014–2024
Учитесь сейчас - платите позже
Выгодные условия кредитования от наших банков-партнеров
авторизуйтесь