Как будем проходить экспертизу смет по новым правилам?
Проверка достоверности сметной стоимости бюджетных объектов – в большинстве случаев обязательный атрибут при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов. Правительство России решило осуществлять данную процедуру в электронной форме, освободив от этого только те объекты, доступ к документации которых ограничен законодательством.
В последнее время все больше государственных услуг в нашей стране переводится в электронный вид. В стороне не остается и градостроительная сфера. С 1 января государственная экспертиза проектной документации уже полностью переведена в электронную форму.
Хоть сметная документация и является частью проектной в соответствии с законодательством, подобные нововведения до недавнего времени не затрагивали процесс проверки достоверности сметной стоимости и документы представлялись в уполномоченные органы в «бумажном» виде.
Новые правила проверки смет с 3 февраля 2017 года
Однако все когда-то реформируется, совершенствуется или видоизменяется. Не осталась в стороне и данная процедура. Правительство РФ внесло изменения в существующий порядок, обязав как заявителей, так и экспертов, перейти на электронное взаимодействие.
3 февраля 2017 года — начало применения уточненной редакции постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.
Изменения процедуры коснулись смет на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт не только бюджетных объектов, но и объектов в той, или иной степени относящихся к государственной, муниципальной и иным формам собственности, где владельцами (совладельцами) могут выступать государство, субъекты РФ и органы местного самоуправления.
Большой революции нововведения не совершили, однако на первых порах определенные неудобства для заявителей могут преподнести.
Необходима подтвержденная учетная запись на «Едином портале государственных услуг»
Представление документов для проведения экспертизы смет, скорее всего, должно быть организовано через те же самые системы интерактивного взаимодействия, которые были введены для государственной экспертизы проектной документации. Следует отметить, что единой системы у Главгосэкспертизы России и органов государственной экспертизы субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проверку смет, на сегодняшний день нет.
Вход в такие системы может быть осуществлен заявителем только через единую систему идентификации и аутентификации на «Едином портале государственных услуг» с использованием подтвержденной учетной записи. Если ранее данная процедура не была осуществлена, необходимо зарезервировать для этого время, так как данный процесс производится по определенному алгоритму, иногда и не очень быстрому.
Формат электронных документов для сметной документации
Еще немаловажный аспект – в каком формате электронные документы должны быть загружены в систему интерактивного взаимодействия, чтобы не получить отказ в приеме документов?
Данный вопрос находится в компетенции Минстроя России, который пока установил требования только к сметной документации, представляемой в составе проекта при проведении его государственной экспертизы. Отдельного приказа о форматах электронных документов в целях проверки достоверности сметной стоимости пока нет, но можно предположить, что они будут аналогичными.
На сегодняшний день, согласно действующей редакции приказа Минстроя России от 21.11.2014 № 728/пр, любые текстовые документы могут представляться в форматах pdf, rtf, doc, docx, xls, xlsx. Формат для сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных смет — xls, xlsx, а вот для локальных смет установлен формат xml. При этом xml-документы должны создаваться с использованием xml-схем, размещенных на официальном сайте ведомства, которые на момент написания статьи все еще не опубликованы.
Что же делать, если смету необходимо отправить на проверку после 3 февраля?
До установления формата электронных документов для проверки достоверности сметной стоимости самым оптимальным решением, скорее всего, может стать телефонный звонок органу государственной экспертизы, в который подаются документы. В соответствии с законодательством органы, оказывающие государственные услуги, обязаны предоставлять заявителям полную, актуальную и достоверную информацию о порядке их предоставления.
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Однако и это еще не все. Все документы, направляемые в электронном виде, должны быть подписаны уполномоченными лицами усиленной квалифицированной электронной подписью. Данное требование не должно вызвать каких-либо сложностей у заявителей, в связи с тем, что большинства из них, будь то заказчик, либо проектировщик, должны ее иметь для участия в конкурсных процедурах. Если так случилось, что у потенциального заявителя такой подписи нет – лучше заранее об этом позаботиться.
Положительное заключение в электронном виде
При соблюдении перечисленных выше процедур и выполнения введенных требований, а также при качественно разработанной сметной документации, заявитель вправе ожидать положительное заключение по результатам проверки. Следует предупредить, что теперь не надо идти в орган экспертизы за положительным заключением. В соответствии с новыми правилами оно должно быть направлено заявителю в форме электронного документа, и только в определенных случаях, отраженных в договоре, можно претендовать на привычный всем «бумажный» вариант.
Конечно, введение новых правил по предоставлению услуги в электронной форме призвано сократить временные и финансовые затраты заявителей, а также облегчить процедуру взаимодействия с органами экспертизы, однако на первых порах всем придется потерпеть. Только на опыте проб и ошибок этот механизм сможет начать работать как швейцарские часы.
Юридический адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, помещение 1080, офис 55
Почтовый адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, офис 306-3
ИНН 1657115680
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр образования и консультирования»
Все права защищены. 2014–2024
Учитесь сейчас - платите позже
Выгодные условия кредитования от наших банков-партнеров
авторизуйтесь