Сметные цены на затраты труда для регионов. Какие изменения ожидать?
До размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС) сведений о сметных ценах строительных ресурсов еще достаточно далеко.
Первые цифры в соответствии с поручением Правительства РФ должны появиться в ФГИС только 15 декабря 2017 года, в связи с чем, у специалистов сметного дела достаточно времени для спокойной адаптации к приближающимся изменениям.
Ранее мы уже рассматривали новый подход к определению сметной стоимости на затраты труда. В настоящей статье постараемся немного углубиться в этот вопрос, раскрыв его в разрезе субъектов РФ.
Что уже известно о новом подходе к определению сметных цен?
Следует напомнить, что сметные цены строительных ресурсов, определенные для каждого региона и опубликованные в ФГИС, в обязательном порядке должны будут применяться при разработке сметной документации ресурсным методом на все объекты, которые финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы, а также иные здания и сооружения государственной (муниципальной) собственности.
При определении сметных цен на затраты труда, подлежащих размещению в ФГИС, Минстрой России будет руководствоваться утвержденной им же Методикой (приказ от 20.12.2016 № 1000/пр), а также Правилами мониторинга цен строительных ресурсов (постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 г. № 1452). Данные документы предписывают осуществлять расчеты для указанного вида ресурсов на основании информации Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организаций в разрезе субъектов Российской Федерации.
В настоящий момент любой желающий может ознакомиться с информацией подобного рода за прошедшее время (включительно по ноябрь 2016 года) на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.
Изучение полученных на сайте службы сведений в разрезе субъектов РФ могут привести к достаточно интересным результатам.
Немного о текущем состоянии дел
Ни для кого не является секретом, что внесенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепили полномочия по определению сметной стоимости строительных ресурсов за Минстроем России.
В настоящее время в большинстве регионов пока сохранились порядки установления уполномоченными организациями сметных цен строительных ресурсов для пользователей бюджетных средств регионального и местного уровней. При этом расчет размера средств на оплату труда рабочих, как правило, опирается на положения МДС 83-1.99 и Федерального отраслевого соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014-2016 годы. Базисом для вычислений при этом показателей оплаты труда в виде таблицы с тарифными разрядами служит прожиточный минимум для трудоспособного населения в регионе.
Ситуация должна измениться с 15 декабря 2017 года в связи с появлением на федеральном уровне сметных цен данного вида, определенных по иному алгоритму.
Как ранее уже отмечалось, расчет будет вестись от зафиксированного Росстатом уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в субъектах РФ. Благодаря этому установится единый для всех регионов порядок определения сметной цены на затраты труда.
К чему приведет изменение базиса для расчета сметной цены на затраты труда?
В связи с внесенными изменениями все субъекты РФ после опубликования данных в ФГИС можно условно будет отнести к трем группам.
Всех комфортнее себя будут чувствовать те, у которых региональный показатель оплаты труда рабочих, учитываемый в сметных расчетах, будет приблизительно на том же уровне, что и рассчитанный Минстроем России.
Две других группы регионов, скорее всего на первых порах (в случае сохранения Методики) будут испытывать трудности, так как их показатели могут значительно отличаться в большую, либо меньшую сторону от опубликованных в ФГИС. К примеру, проанализировав открытые источники информации субъектов РФ по данному вопросу можно констатировать, что диапазон изменений заработной платы может установиться от снижения на 30% до роста более чем на 70% от текущего в регионах уровня.
Более точные отклонения для каждого региона можно определить, сопоставив используемый в нем на сегодняшний день уровень оплаты труда с данными, приведёнными в таблице.
где:
З4 — усредненное значение показателя номинальной начисленной заработной платы работников за календарный период: январь 2016 г. – сентябрь 2016 г., опубликованной на сайте Росстата;
Ц4 — сметная цена на затраты труда рабочего 4-го разряда, рассчитанная исходя из среднемесячной нормы рабочего времени в 2017 году равной 164,42 часа;
Ц1 — сметная цена на затраты труда рабочего 1-го разряда при применении коэффициента перехода от сметной цены на затраты труда рабочего 4-го разряда к сметной цене на затраты труда рабочего 1-го разряда, равного 1,34.
Период январь – сентябрь 2016 года выбран для данного анализа не случайно.
Первые сметные цены на затраты труда, которые должны быть опубликованы 15 декабря 2017 года, будут сформированы Минстроем России на основании информации за январь — сентябрь 2017 года и действовать до 25 марта следующего года. Таким образом, применив указанный выше период 2016 года, мы можем смоделировать будущую ситуацию применительно к сегодняшнему времени, то есть сопоставить цены января – сентября 2016 года с уровнем цен, который мог бы быть установлен по новым правилам в настоящий момент.
О готовности к изменениям
Очень часто при изменении сметно-нормативных баз можно услышать от сметчиков вопрос: «А почему при пересчете сметы ее стоимость значительно упала?»
Рассмотренные в данной статье результаты исследования как раз и предназначены для заблаговременного изучения одной из таких ситуаций, которая надо полагать может возникнуть в связи с изменением подхода к определению сметной стоимости на затраты труда.
Надеемся, что практикующие специалисты сметного дела, столкнувшись с аналогичным фактом менее чем через год, будут готовы к возможным «сюрпризам» подобного рода и не разочаруются в ресурсном методе разработки сметной документации.
Юридический адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, помещение 1080, офис 55
Почтовый адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, офис 306-3
ИНН 1657115680
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр образования и консультирования»
Все права защищены. 2014–2024
Учитесь сейчас - платите позже
Выгодные условия кредитования от наших банков-партнеров
авторизуйтесь