По заключениям, сделанным многими нашими коллегами-экспертами, новая СНБ заметно подешевела — из расценок исчез инструмент, подешевела стоимость эксплуатации машин и механизмов (ЭММ) и пр. Изменения коснулись и сметных цен на материалы – теперь придётся самостоятельно рассчитывать стоимость перевозки. От сметчика потребуются знания и умения логистика — составить экономически выгодную обоснованную и т.п. логистическую схему (цепочку), запросить у поставщика услуг (транспортно-логистической компании и пр.) коммерческие предложения. Опять идёт упор на переход с базисно-индексного метода на ресурсный.
Мой краткий обзор коснётся специальных работ в части монтажа и наладки технических средств. Согласно положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 41/пр. в СНБ добавились определённые новшества, однако, экономического чуда не случилось — расценки остались старыми и неповоротливыми, полезного и нового в монтаже и пусконаладочных работах технических средств не появилось. Итак, что же имеем?
Сборник м8 «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ» пополнился расценкой: 08-02-429-01 Установка мини-колонн под розетки и выключатели, хотя до этого вполне подходила расценка: м08-03-544-03 «Колонка распределительная со штепсельными розетками на ток 25 А, устанавливаемая на модульной коробке и присоединяемая к магистрали из проводов с жилами сечением: до 35 мм2».
Сборник м10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ» пополнился разделкой концов кабеля… при этом максимальное количество жил осталось – 48… Как быть с большим количеством жил? Появилась ссылка на обоснование и расчёт стоимости ЛИОК и пр.
В сборнике м12 «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ» добавились расценки на монтаж газоходов и трубопроводов для транспортировки углеводородов.
Теперь, собственно, место, где «сидят» весьма большие суммы денег по трудно-доказуемым и трудно-обоснуемым объёмам пусконаладочных работ: «слаботочка» и АСУ ТП по сборнику п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» также претерпело изменения.
Нынешняя редакция СНБ (с изменениями 2014 года) даёт противоречивые указания: сборник м10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ» отправлял в сборник п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» в части обоснования трудозатрат по пусконаладочным работам локальных вычислительных сетей (ЛВС) и охранно-пожарной сигнализации (ОПС), при этом, невзирая на критерии отнесения АСУ ТП к определённой категории технической сложности имеет собственное мнение, а сборник п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» (для ЛВС) разрешает осметить только инсталляцию и функциональную настройку общего и специального программного обеспечения, т.е. локальные вычислительные сети (ЛВС) к АСУ ТП не относятся.
При этом сборник п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» запрещает разбивать многоуровневую (сложную) систему на одноуровневые, понятно, что это стоит дороже, да и более трудозатратно, т.к. подрядчик должен составить математическую модель многоуровневой (сложной) системы и рассчитать коэффициент к базовой расценке (для определённого количества АСУ ТП, использующие дискретные технические средства, коэффициент к базовой расценке меньше единицы), а в другой своей части он требует многоуровневую (сложную) систему разбить на одноуровневые: системы охранного теленаблюдения, системы оповещения и управления эвакуацией, относящиеся к охранно-пожарным и к АСУ ТП по сборнику сборник п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» не осмечиваются и отправляет нас назад в сборник м10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ» в части, касаемо ПНР ЛВС, охранных видео-систем и систем оповещения…
Теперь же, согласно п. 1.2.1 ТЧ п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ», все слаботочные охранно-пожарные системы нельзя осметить по первому отделу сборника п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» как АСУ ТП. Взамен нас снова отправляют в сборник м10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ», а там, кроме расценки: м10-06-068-17 «Сдача объекта, контрольные и приёмо-сдаточные испытания» ничего нет. Мало того, что эта неповоротливая и весьма дорогая расценка на комплексную наладку системы относится к серьёзным телефонным станциям: согласно п. 1.10.7. ТЧ сборника м10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ». Настройка электронных АТС типа Si-2000 (и аналогичных TDX-IB, TDX-10, SDX-100, STAREX-RX, DRX-4, DMS-100) по расценкам 10-03-029-03, 10-03-030-03, настройка электронных АТС типа AXE-10, EWSD по расценкам с 10-06-068-01 по 10-06-068-17 производится инженерным составом, так она ещё и не пропускается львиной долей экспертиз. Усреднённый ответ на запрет её использования гласит следующее (своими словами): — «… мы обращались к разработчику этой расценки… и получили ответ, что эта расценка разрабатывалась для единственного иностранного подрядчика и более не применялась, поэтому применять её повсеместно не следует…». Прекрасно. Но, если расценка разрабатывалась для единственного подрядчика, она должна относиться к индивидуальным единичным расценкам (ИЕР), со всеми вытекающими отсюда последствиями, а не помещаться в: ГЭСН, ФЕР, ТЕР. Вследствие чего каким образом подрядчик может выполнить комплексную наладку автоматизированной (автоматической) системы разумного ответа не дают.
Кроме чего, теперь индивидуальные испытания (автономная наладка) охранно-пожарных систем будут «сидеть» в расценках на их монтаж по сборнику м10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ».
Я неоднократно сталкивался с тем, что заказчики и экспертиза отказываются пропускать расценки на пусконаладочные работы из сборника п 2 «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ», если монтаж взят по сборнику м 10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ», отвечая: — «…расценками сборника (м 10) учтён весь комплекс работ по монтажу, тренировке, наладке и пр.». Не сборником м 10 «ОБОРУДОВАНИЕ СВЯЗИ» учтён комплекс работ по наладке и тренировке, а конкретными расценками из этого сборника. В результате чего на всё подряд применяют, а экспертиза и заказчик пропускают:
Для сервера и иже с ним: м10-02-040-01 «Устройство: центральное управляющее», м10-02-040-02 «Устройство: автоматического ввода программ», м10-02-041-1 «Электрическая проверка и настройка устройства центрального управляющего», м10-02-041-2 «Электрическая проверка и настройка устройства автоматического ввода программ», м10-02-052-1 «Электрическая проверка и настройка управляющего комплекса» и т.д.
Для настройки элементов локальной вычислительной сети (ЛВС) и (или) структурированной кабельной системы (СКС): м10-06-068-15 «Конфигурация и настройка сетевых компонентов (мост, маршрутизатор, модем и т.п.)», м10-06-068-16 «Программирование сетевого элемента и отладка его работы (мультиплексор, регенератор)» и т.д.
В своей предыдущей статье я давал обобщённый вариант распределение этапов пусконаладочных работ при монтаже оборудования и автоматизированных (автоматических) систем управления технологическими процессами:
- Подготовительный период.
- Опробование.
- Индивидуальные испытания/автономная наладка.
- Комплексная наладка.
- Составление исполнительной документации (ИД).
Вполне очевидно, что теперь, для обоснования затрат на проведение комплексной наладки автоматизированной (автоматической) системы подрядчику потребуется каждый раз отстаивать свои сметы и затраты на их наладку.
Юридический адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, помещение 1080, офис 55
Почтовый адрес:
420015, г. Казань, ул. Пушкина, д. 52, офис 306-3
ИНН 1657115680
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр образования и консультирования»
Все права защищены. 2014–2024
Учитесь сейчас - платите позже
Выгодные условия кредитования от наших банков-партнеров
авторизуйтесь